Как сильно от этого пострадал бизнес?
Основатель и владелец сети крафтовых баров 13 Rules Алексей Омельченко рассказал “Ъ FM”, что на его бизнесе это серьезно не отразилось: «У нас были ребята, которые готовы были вести это заведение в дальнейшем именно как магазин, а не как бар. Они знали про этот законопроект. Нам пришлось продать эту точку с достаточно большим для себя дисконтом, потому что тот формате, который законопроект предполагал вести, нам неинтересен. Наша сеть занимается барами, а не магазинами в чистом виде. Эта точка, по сути, для нас была экспериментальной. Мы хотели создать формат небольших баров, чтобы это было народное место. Для нас это неприятно и больно, но так как мы сеть, и у нас достаточно большой болевой порог, фундамент выстроен, то мы из-за этого не умрем».
Алкоголю нужно больше места
Законопроект о запрете продавать алкоголь в придомовых заведениях общепита появился в марте позапрошлого года. Депутаты даже придумали ему неофициальное название — о «наливайках». Парламентарии тогда заявляли, что на первых этажах за последнее время стало слишком много питейных заведений, которые продают спиртное после 23 часов, а это приводит к пьянству, дракам и ухудшает криминогенную обстановку. Сооснователь сети баров-магазинов «Пивотека 465» Александр Гончаров с таким объяснением не согласен. Из-за нового закона ему пришлось перепрофилировать несколько заведений, которые в итоге могут совсем закрыться: «Под этот закон у меня попадают два-три заведения.
Мы приняли решение с партнером, что будем переводить это в магазин и дальше продолжать заниматься деятельностью.
Наши заведения будут работать до 23 часов не как бар, а как магазин. Мы опробуем эту модель и надеемся, что когда вся эта ситуация с карантином закончится, мы останемся работать как магазин. По крайней мере, у нас такие планы. Увеличить площадь у нас не получается. Если не получится, к сожалению, придется закрываться. Наша точка находится в современном ЖК, где первый этаж предназначен для ведения коммерческой деятельности, это какой-то абсурд. Я понимаю, когда речь идет о панельных домах, где на первых этажах люди круглосуточно орут. У нас никогда этого не было».
Как барам на первых этажах пригрозили выселением
Осенью прошлого года “Ъ FM” обсуждал запрет на продажу алкоголя в жилых домах с солистом группы Billy's Band и совладельцем нескольких петербургских баров Билли Новиком. Его заведения расположены на популярных в городе улицах Рубинштейна, Белинского и Ломоносова. Тогда музыкант и бизнесмен говорил, что может открыть на месте небольших баров магазин пирожных или биолавку. Но теперь с учетом ситуации с коронавирусом от заведений в принципе придется отказаться, говорит Билли Новик: «Сейчас, возможно, мы просто перестанем платить аренду, расторгнем договоры с арендодателями и прикроем добрую половину заведений. Конечно же, в них войдут все рискованные бары, где, например, есть или предвидятся проблемы такого плана.
Поэтому мы, скорее всего, будем сидеть в засаде до того , как ситуация стабилизируется, и дальше уже будем отслеживать тренды — какие вещи начинают пользоваться спросом. Сейчас просто, как вы знаете, компьютер переводится в режим safe mode, в нем не меняется система, это просто для того, чтобы как-то пересидеть, переждать грозу. Но мне кажется, что в нашем положении, с нашими небольшими капиталами у нас нет другого выхода».
Сенатор Валерий Рязанский в интервью RT заявил, что запрет продавать алкоголь в жилых домах — это часть стратегии общей борьбы за здоровый образ жизни. А Федеральная антимонопольная служба ранее не поддержала такую меру. Как заявляли в ФАС, она уничтожит малые форматы торговли."
Владимир Расулов для "Коммерсантъ"